Подвеска хвостовика ПХ-Р1 предназначена для спуска «хвостовиков» (потайных колонн) обсадных труб и их цементирования при строительстве нефтяных и газовых скважин.
Подвеска хвостовика располагается между верхней оконечностью хвостовика и колонной буровых труб, на которой хвостовик спускается в проектное положение, после чего производится цементирование затрубного пространства.
Давление среза штифтов втулки для открытия "окон", атм
60-80
80-100
60-80
80-100
60-80
80-100
80-100
Присоединительная резьба муфты, ГОСТ 28487-90
З-102
З-122
З-122
З-133
З-133
З-147
З-147
Присоединительная резьба ниппеля, ГОСТ 51906-2009
buttress ∅127
buttress ∅168
buttress ∅178
buttress ∅219
buttress ∅245
buttress ∅273
buttress ∅340
Наружный диаметр, мм
140
183
194,5
237
270
299
370
Высота, мм
1460
1765
1615
1807
2010
1915
2010
Рабочая температура, °C, не более
от (-40) до (+130)
от (-40) до (+130)
от (-40) до (+130)
от (-40) до (+130)
от (-40) до (+130)
от (-40) до (+130)
от (-40) до (+130)
Масса, кг
140
148
150
250
500
520
600
Технические характеристики
ПХ-127Р1
127
15 (150)
100
40-50
60-80
З-102
buttress ∅127
140
1460
от (-40) до (+130)
140
ПХ-168Р1
168
20 (200)
150
40-50
80-100
З-122
buttress ∅168
183
1765
от (-40) до (+130)
148
ПХ-178Р1
178
15 (150)
150
40-50
60-80
З-122
buttress ∅178
194,5
1615
от (-40) до (+130)
150
ПХ-219Р1
219
20 (200)
150
40-50
80-100
З-133
buttress ∅219
237
1807
от (-40) до (+130)
250
ПХ-245Р1
245
15 (150)
150
40-50
60-80
З-133
buttress ∅245
270
2010
от (-40) до (+130)
500
ПХ-273Р1
273
15 (150)
200
40-50
80-100
З-147
buttress ∅273
299
1915
от (-40) до (+130)
520
ПХ-340Р1
340
15 (150)
200
40-50
80-100
З-147
buttress ∅340
370
2010
от (-40) до (+130)
600
Применение подвесок хвостовиков.
Хвостовик - это часть обсадной колонны, расположенная на длине от забоя до предыдущей секции обсадной колонны. Хвостовики спускаются в скважину на колонне бурильных труб и соединяются с ней при помощи устройств – подвесок хвостовиков (разъединителей). От надежности этого узла многое зависит, т.к. на устранение аварии может уйти много времени.
АО НПП «РНГИ» начиная с 2012 года успешно освоило выпуск и внедрило подвески хвостовиков диаметром от 114 до 426 мм. Подвески ПХ-Р1 использовались при строительстве разведочных скважин ОАО «Грознефтегаз» на территории Чеченской республики. При разработке учитывались особенности местной породы. Подвески применялись в основном для промежуточных хвостовиков основного ствола скважины т.е. вся обсадная колонна поэтапно спускалась на этих устройствах. Спуск хвостовиков осуществлялся в один прием т.е. перекрывался весь пробуренный ствол скважины от забоя до предыдущей обсадной колонны с её перекрытием не менее чем на 100 метров.
Процесс цементирования хвостовиков всех диаметров однотипный. В нижней части хвостовика устанавливаются башмак и ЦКОД. Во время спуска обсадной колонны проводятся подготовительные работы включающие: приготовление жидкости затворения для верхней и для нижней порции цементного раствора, приготовление буферной структурированной жидкости на основе МБП-СМ, приготовление моющей жидкости на основе Флотореагента-оксаль, утяжеленной буровой жидкости (УБЖ), расстановкатампонажной техники, нагнетательных и выкидных линий. Плотность жидкостей подбирается индивидуально так, чтобы не было перепада давления на забое в момент схватывания тампонажного раствора.
После спуска хвостовика производится монтаж цементировочной головки производства АО НПП «РНГИ» к бурильным трубам. В головке установлены шар и сбросная верхняя пробка с устройствами для пуска.
Производится опрессовка нагнетательных линий, после чего начинают последовательную откачку в скважину УБЖ, моющей жидкости, структурированной буферной жидкости, первую и вторую порцию цементного раствора. Затем сбрасывают верхнюю пробку которая находилась в головке и производят её продавку жидкостью в последовательности: раствор на углеводородной основе (РУО), УБЖ, РУО. Жидкость и раствор находившиеся ниже пробки по мере её продавки проходит по бурильным трубам, далее через подвеску и нижнюю полую пробку попадает во внутритрубное пространство хвостовика. В подвеске хвостовика втулка-седло (сверху) и нижняя продавочная пробка закреплены на калиброванных срезных штифтах. После достижения верхней сбросной пробкой подвески она проходит через втулку-седло и стыкуется с нижней продавочной пробкой, происходит повышение давления в системе на 40-50 кг/см2 и срез штифтов нижней продавочной пробки. После чего верхняя и нижняя пробка продавливаются вниз вытесняя тампонажный раствор в затрубное пространство. Продавку после среза осуществляют расчетным количеством РУО, затем производят спуск шара и продавливают его до момента посадки на втулку-седло в подвеске. После посадки давление возрастает на 80-100 кг/см2 и происходит срез штифтов втулки-седла, втулка-седло опускается до упора в подвеске открывая промывочные окна. Производят смыв переподнятого цементного раствора согласно плана работ. После схватывания раствора правым вращением отсоединяют подвеску от хвостовика, внешние детали подвески остаются в скважине как её составная часть.
В случае выявления негерметичности материнской колонны имеется возможность наращивание хвостовика, при помощи стыковочного ниппеля поставляемого с каждой подвеской. При этом допускается разгрузка наращиваемой части обсадной колонны на посадочное место т.к. оно расположено ниже промывачных окон в подвеске т.е. находится в цементном камне. Так же к преимуществам подвесок ПХ-Р1 относится простота, компактность, возможность повторного использования извлекаемой части разъединителя.