Подвеска хвостовика ПХ-127Р1 предназначена для спуска «хвостовиков» (потайных колонн) обсадных труб и их цементирования при строительстве нефтяных и газовых скважин.
Подвеска хвостовика располагается между верхней оконечностью хвостовика и колонной буровых труб, на которой хвостовик спускается в проектное положение, после чего производится цементирование затрубного пространства.
ТУ 3663-010-79560377-2009
Наименование параметра
ПХ-127Р1
Диаметр обсадных колонн, мм
127
Рабочее давление, МПа (атм.)
15 (150)
Грузоподъемность, т, не более
100
Давление среза штифтов подвесной пробки, атм
40-50
Давление среза штифтов втулки для открытия "окон", атм
Хвостовик - это часть обсадной колонны, расположенная на длине от забоя до предыдущей секции обсадной колонны. Хвостовики спускаются в скважину на колонне бурильных труб и соединяются с ней при помощи устройств – подвесок хвостовиков (разъединителей). От надежности этого узла многое зависит, т.к. на устранение аварии может уйти много времени.
АО НПП «РНГИ» начиная с 2012 года успешно освоило выпуск и внедрило подвески хвостовиков диаметром от 114 до 426 мм. Подвески ПХ-Р1 использовались при строительстве разведочных скважин ОАО «Грознефтегаз» на территории Чеченской республики. При разработке учитывались особенности местной породы. Подвески применялись в основном для промежуточных хвостовиков основного ствола скважины т.е. вся обсадная колонна поэтапно спускалась на этих устройствах. Спуск хвостовиков осуществлялся в один прием т.е. перекрывался весь пробуренный ствол скважины от забоя до предыдущей обсадной колонны с её перекрытием не менее чем на 100 метров.
Процесс цементирования хвостовиков всех диаметров однотипный. В нижней части хвостовика устанавливаются башмак и ЦКОД. Во время спуска обсадной колонны проводятся подготовительные работы включающие: приготовление жидкости затворения для верхней и для нижней порции цементного раствора, приготовление буферной структурированной жидкости на основе МБП-СМ, приготовление моющей жидкости на основе Флотореагента-оксаль, утяжеленной буровой жидкости (УБЖ), расстановкатампонажной техники, нагнетательных и выкидных линий. Плотность жидкостей подбирается индивидуально так, чтобы не было перепада давления на забое в момент схватывания тампонажного раствора.
После спуска хвостовика производится монтаж цементировочной головки производства АО НПП «РНГИ» к бурильным трубам. В головке установлены шар и сбросная верхняя пробка с устройствами для пуска.
Производится опрессовка нагнетательных линий, после чего начинают последовательную откачку в скважину УБЖ, моющей жидкости, структурированной буферной жидкости, первую и вторую порцию цементного раствора. Затем сбрасывают верхнюю пробку которая находилась в головке и производят её продавку жидкостью в последовательности: раствор на углеводородной основе (РУО), УБЖ, РУО. Жидкость и раствор находившиеся ниже пробки по мере её продавки проходит по бурильным трубам, далее через подвеску и нижнюю полую пробку попадает во внутритрубное пространство хвостовика. В подвеске хвостовика втулка-седло (сверху) и нижняя продавочная пробка закреплены на калиброванных срезных штифтах. После достижения верхней сбросной пробкой подвески она проходит через втулку-седло и стыкуется с нижней продавочной пробкой, происходит повышение давления в системе на 40-50 кг/см2 и срез штифтов нижней продавочной пробки. После чего верхняя и нижняя пробка продавливаются вниз вытесняя тампонажный раствор в затрубное пространство. Продавку после среза осуществляют расчетным количеством РУО, затем производят спуск шара и продавливают его до момента посадки на втулку-седло в подвеске. После посадки давление возрастает на 80-100 кг/см2 и происходит срез штифтов втулки-седла, втулка-седло опускается до упора в подвеске открывая промывочные окна. Производят смыв переподнятого цементного раствора согласно плана работ. После схватывания раствора правым вращением отсоединяют подвеску от хвостовика, внешние детали подвески остаются в скважине как её составная часть.
В случае выявления негерметичности материнской колонны имеется возможность наращивание хвостовика, при помощи стыковочного ниппеля поставляемого с каждой подвеской. При этом допускается разгрузка наращиваемой части обсадной колонны на посадочное место т.к. оно расположено ниже промывачных окон в подвеске т.е. находится в цементном камне. Так же к преимуществам подвесок ПХ-Р1 относится простота, компактность, возможность повторного использования извлекаемой части разъединителя.